А. Вивальди "Времена года" Лето
Написанный в 1723 году цикл "Времена года", состоящий из четырех концертов, стал самой популярной работой Антонио Вивальди и одним из лучших произведений музыки барокко. Лето это второй концерт из цикла "Four Seasons".
В первых двух частях концерта царит спокойствие с редким нагнетанием бури, словно только что чистое голубое небо затягивает серыми грозовыми тучами, но потом все расчищается, разве что пройдет небольшой ливень. Третья же часть концерта - самая непредсказуемая и мозаичная, ей сопутствует сонет, написанный Вивальди, в котором всё живое томится в ожидании дождя, неторопливо перекликается горлица с щеглом, дует теплый ветер. Затем, внезапно налетевший борей пугает пастушка грозой, природа стращает его молниями, вырывая спелые колосья из земли.
Концерт №2 соль минор «Лето», RV 315
Лето в тройном музыкальном цикле Вивальди отождествляет с сонным и жарким югом, томным Провансом.
Сонет:
В полях лениво стадо бродит.
От тяжкого, удушливого зноя
Страдает, сохнет всё в природе,
Томится жаждой всё живое.
Кукушки голос звонко и призывно
Доносится из леса. Нежный разговор
Щегол и горлица ведут неторопливо,
И тёплым ветром напоён простор.
Вдруг налетает страстный и могучий
Борей, взрывая тишины покой.
Вокруг темно, злых мошек тучи.
И плачет пастушок, застигнутый грозой.
От страха, бедный, замирает:
Бьют молнии, грохочет гром,
И спелые колосья вырывает
Гроза безжалостно кругом.
Первая часть концерта – быстрое аллегро, представляющее картину удушливого зноя. В нем слышны голоса птиц: кукушки и горлинки, плач крестьянина выражается басами, прозрачное звучание скрипки дополняют клавесин и виолончель. Поскольку унылое состояние жары перерастает в грозу, то музыкальная волна постепенно нарастает, заканчиваясь волнообразными пассажами.
Вторая часть концерта «Лето»- Adagio – построена на созвучии трех элементов, а каждый такт разделен паузами. Сначала звучит трогательное соло скрипки, которую особенно любил Антонио Вивальди, потом вступают первые и вторые скрипки, изображающие «жужжание мух и жуков», по всему произведению звучат «раскаты грома» в исполнении всего оркестра, набирающего быстрый темп.
Третья часть концерта снова повторяет первую часть и становится эпиграфом картины «летней грозы». В стиле Presto мелодия звучит ускоренно, то поднимается, то спускается в тональности, а пассажи солирующей и первых скрипок звучат одновременно. За первым пассажем следует второй, звуки скандируются и подчеркиваются тихими басами, а оригинальность музыке придают минорные аккорды.
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.